1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Rating 4.73 (107 Votes)

Заслуженная Артистка РоссииТополага Елена Ивановна

ТОПОЛАГА ЕЛЕНА ИВАНОВНА — одна из ведущих актрис нашего театра, родилась в Москве. Профессиональное образование получила в Воронежском государственном институте искусств. После его окончания (1987) была приглашена на службу в ГУК «НЭТ» (1988), где работает со дня основания театра до настоящего времени. В ярких и самобытных актерских работах Е. Тополаги нашли свое яркое воплощение основополагающие принципы эстетики НЭТа — театрального коллектива, появившегося в конце 1980-х годов. Сыгранная ею Джульетта ( «Ромео и Джульетта» Шекспира) для десятков тысяч зрителей этого „спектакля-манифеста“ театра стала своего рода репрезентантом его новой художественной системы. Трактовка Е. Тополагой бессмертного шекспировского образа во многом определила своеобразие творческого почерка талантливой актрисы. Исполненная поэтич-ности, вдохновенной страстности и необычайной одухотворенности, она органично сочетала классические традиции и глубоко современную интерпретацию. Е. Тополага сегодня является одним из признанных лидеров актерской труппы театра, одним из ярких олицетворений его творческого облика. Ею сыграно около тридцати ролей из классического и современного театрального репертуара, большая часть из которых заглавные. Среди них, в частности, блестящие острохарактерные роли второго плана: Бьянка (в „Укроще-нии строптивой“ Шекспира), Ливия („Укрощение укротителя“, Бомонта и Флэттчера), Гледис (»№ 13», Р. Куни), Дуняшка („Женихи“ Н. Гоголя), Анюта Фиолетова („Парусиновый порт-фель“ М. Зощенко). Многогранному дарованию Е. Тополага присущ целый ряд черт, отражающих несомненные связи творческой лаборатории актрисы с традициями отечественной театральной школы. Тонко и выразительно подчеркивая в своих героинях их характерность, главной своей задачей она считает глубокую, всегда убедительную их психологическую проработку. Необычайно показательными в этой связи представляются ставший „визитной картой“ актрисы образ Донны Эльвиры („Дон Жуан“ Ж.-Б. Мольера) и одна из последних ее творческих работ — портрет Джесси в пьесе „Девичник“ („Прекрасные тела“) современного драматурга Л. Ш. Каннингем (США). Мольеровская героиня в трактовке актрисы поражает бездонной глубиной своих страстей. В роковом и сплетении любви и ненависти Донны Эльвиры, восхищающей своей аристократической красотой и несомненной „европейскостью“, слышны „ноты“ пронзительной человечности, душевной хрупкости, идущие от чисто национальных театрально-художественных традиций. В образе Джесси из „Девичника“, представляя достаточно необычный для зрителя НЭТа типаж — феминизированной американки наших дней, актриса сумела найти особые грани: затаенную искренность, нерастраченную чистоту, способность к высоким чувствам, что приблизило героиню к сердцам российского зрителя, установив тем самым прямой диалог между западной и отечественной культурами, Е. Тополага снискала заслуженный успех у критики, зрительного зала и автора пьесы, высоко отозвавшейся о мастерстве актрисы после просмотра премьерного спектакля. Наиболее значительные достижения Е. Тополага сосредоточены в сфере русской театральной классики. Чеховские героини в ее исполнении — Елена Андреевна (в „Дяде Ване“), Маша (из „Чайки“) и особенно Нина (в „Маскараде“ Лермонтова), поражают трагической силой своих чувств, прорывающихся сквозь обыденную повседневность, чисто русской сострадательностью души и неиссякаемой верой в Прекрасное. В образе лермонтовской героини актрисе удалось воплотить собирательный образ русской женщины, вобравший в себя лучшие черты национального характера. В ее портрете Е. Тополага подчеркивает силу духа, возвышенную красоту чувств, преданность в любви и искреннюю человечность. Переживая с Ниной ее трагедию, раскрывая необычайную остроту ее страданий и вызывая тем самым у зрителя глубокое сопереживание, актриса решает главную нравственную задачу театральной драмы — катартического очищения человеческих душ. Представляя зрителю и молодежной аудитории, в частности, своих героинь, Е. Тополага утверждает непреходящие ценности отечественной классики, исключительно значимые и актуальные для сегодняшних дней. За высокие достижения в области театрального искусства в 2002 году Е.И. Тополага была награждена Медалью Ордена „За заслуги перед Отечеством“ II степени. В 2008 году получила звание заслуженной артистки России.

Комментарии   

-4 #2 ОтветЕвгений 26.01.2014 20:19
Цитирую angelina:
Почему Елена так мало играет в последние годы? Есть хоть какой-то шанс увидеть ее в новых спектаклях?

Сложно ответить на этот вопрос. Наверное нет подходящих для нее ролей, а может просто так сложились обстоятельства. .. Кто знает...
-1 #1 вопросangelina 26.01.2014 17:04
Почему Елена так мало играет в последние годы? Есть хоть какой-то шанс увидеть ее в новых спектаклях?

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить