Отдельная новость
14-09-2022
Провинциальный театр: как развивать культуру, если ты не из столицы?

Участники образовательного заезда «Главная сцена» . Все фото предоставлены пресс-службой арт-кластера «Таврида».

Существует стереотип, что хорошие театры находятся лишь в культурных столицах – Москве и Санкт-Петербурге. Ведь драматических, музыкальных и детских театров там гораздо больше, чем в любом другом городе-миллионнике. Именно в столицах задают тренды индустрии, работают именитые режиссеры, известные артисты и проходят ключевые культурные события. Но правда ли провинциальный театр хуже столичного?

Образовательный заезд «Главная сцена» на площадке арт-кластера «Таврида» в Крыму собрал театральных деятелей со всей России. Эксперты вместе с участниками обсуждают основные проблемы региональных театров: отток кадров, взаимодействие с властями, трудности в продвижении и ограниченность бюджета – и собственными проектами доказывают, что театральное искусство живет и развивается не только в столицах.


Участники заезда. 

Хотя Москва и Санкт-Петербург лидируют по количеству участников заезда, театральная «география» не ограничивается их точками притяжения: в провинции есть как сильные постановки, так и профессиональные менеджеры, артисты и другие профильные специалисты. Наталия Сергеевская, сокуратор арт-школы театрального менеджмента, директор «Театрального проекта 27» и помощник руководителя Вахтанговского фестиваля театральных менеджеров убеждена, что многие региональные театры дадут фору столичным. По ее мнению, театр процветает там, где есть хороший художественный руководитель или директор, а местоположение не имеет значения. Однако у регионов есть потребность в развитии специалистов и новых знаниях – вопрос в том, где провинциальным театрам их получать?

«В регионах говорят, что менеджерам не хватает знаний, чаще всего это фанаты, которые пришли работать в театр и пытаются его совершенствовать. «Таврида» стала уникальным местом, которое позволяет специалистам, менеджерам и продюсерам из регионов пройти полноценную пятидневную школу. Другой такой программы по менеджменту, которая включает общение с чиновниками, мастер-классы по smm-продвижению и интенсивы по созданию грантовых проектов даже за деньги не купить –  ее просто не существует. Поэтому арт-кластер позволяет очень сильно развивать компетенции команд  региональных театров. Кроме того, это огромные возможности для нетворкинга. Проблема в том, что регионы бывают достаточно закрытыми: они мало видят, у них нет возможности общаться с коллегами из-за того, что мест, куда ты можешь приехать и  поделиться знаниями,мало», – рассказала Наталия Сергеевская.


Павел Пронин. 

Площадка арт-кластера «Таврида» открыла возможность привлечь в регионы свежие взгляды и новые идеи. В арт-школе национального театра молодым творцам со всей страны выпал шанс получить должность режиссера-постановщика в театральном проекте Государственного республиканского русского драматического театра им. М. Горького (г. Махачкала). Контракт по итогам питчинга проектов предложили Павлу Пронину из Москвы. По задумке молодого режиссера спектакль-путешествие обратится к жизни и творчеству поэта Расула Гамзатова. Материалом для сценария послужат глубинные интервью с самыми разными жителями Дагестана. Эскиз постановки создадут в рамках II Северо-Кавказского культурного форума летом 2023 года. Постановку возьмут в репертуар театра, а премьера состоится в сентябре. В театральном проекте будут заняты молодые артисты из семи республиканских театров. «Мы с руководством театра определим план работы и начнем исследование, соберем информацию о Расуле Гамзатове и напишем полноценную пьесу. Мне кажется, «Таврида» – это мощнейший заряд знаний, огромное количество новых знакомств и удивительных возможностей. Одно из уникальных достоинств проекта – возможность увидеть настоящие примеры того, как такие же горящие молодые люди пробуют что-то сделать, предлагают и добиваются успеха», – рассказал Павел Пронин.


Подписание контракта с Прониным.

Недостаток кадров в провинциях волнует региональный менеджмент. Отмечают нехватку художников-постановщиков, художников по свету и звукооператоров, а еще молодых артистов – их в коллективах обычно мало. Секретами перезагрузки театра и привлечения артистов в провинциальную труппу поделилась директор Альметьевского татарского государственного драматического театра Фарида Исмагилова: «Многие актёры стремятся покорять столичные сцены, не замечая возможностей в малых театрах, поэтому и происходит отток кадров. В нашем театре мы стараемся заинтересовать молодых профи фестивалями, гастролями и поездками в разные города и страны. Сейчас в труппе театра – 41 артист, 25 из них – в возрасте до 35 лет. Путешествия и фестивали – это такие приятные фишки, которые помогают удержать творцов и специалистов».


Фарида Исмагилова

Региональным театрам трудно выстраивать отношения с властью. О правильном взаимодействии с региональными чиновниками на «Тавриде» рассказал директор Иркутского областного театра кукол «Аистенок», Депутат Думы города Иркутска 7-го созыва Андрей Стрельцов: «Одна из ключевых проблем в том, что местные власти, реализуя указания свыше, могут превратить пожелание в догму и часто ужесточают исходные требования. Кроме того, отсутствует общий подход при формировании государственного задания театрам в регионах. У некоторых федеральных театров есть 1-3 задачи, а у регионов – от 10 до 20 пунктов. Поэтому всегда необходим диалог. Мы поддерживаем партнерские отношения с Министерством культуры, стараемся объяснять, что иногда не нужно ставить жесткие рамки. Существует главный закон власти: ей можно только поделиться. Поэтому старайтесь искать наставников и союзников, которые помогут продвигать ваши проекты и развивать театр. Провинциальные театры сталкиваются с финансовыми проблемами, но их можно решать с помощью специальных программ, таких как «Культура Малой Родины». Она, например, позволяет детским театрам получать средства на постановки из федерального бюджета, приглашать режиссеров и профессиональные команды».


Андрей Стрельцов

Больное место региональных театров – работа со зрителями в социальных сетях и устаревшие сайты, через которые идут все продажи. В Новом экспериментальном театре Волгограда зрителей привлекают с помощью качественного визуального контента в социальных сетях и на сайте, а умение работать со спонсорами и СМИ спасает при ограниченном бюджете. «Сердце любого театра – это сайт, основа продаж, поэтому ему нужно уделять большое внимание. Он должен быть актуален и иметь хорошую архитектуру. Мы используем новые технологии, чтобы удивлять, сейчас ориентируемся на крупнейшие стриминговые площадки. Благодаря современному подходу к разработке за год продажи билетов через сайт НЭТа увеличились с 30 до 90 процентов, – рассказывает руководитель отдела маркетинга Волгоградского государственного нового экспериментального театра, член творческой группы программы поддержки театров малых городов России Юрий Гончаров. – Театральные менеджеры должны привлекать в театр деньги или, для начала, искать возможность экономить. Например, можно договориться о партнёрской рекламе с химчисткой, ведь на чистку костюмов тоже уходят деньги. Соберите свое «поле» партнеров на театральном сайте. И желательно за ним ухаживать: раз в квартал выпалывайте сорняки. Только тогда руководство театра выделит вам ресурсы и увеличит финансирование».


Юрий Гончаров

Специфическая черта работы в театре в провинции – отношение к конкуренции. С одной стороны, если государственный театр в провинции один, то проблем со зрителями нет: все жители посещают только его. С другой – как развиваться, когда нет мотивации стать лучшим в регионе? И парадокс: когда театров в провинции несколько, «выживать», заполнять залы и выделяться становится сложнее. Получается, остается создавать качественные постановки, решать проблемы и гореть своим делом – тогда ни один театр не останется незамеченным ни зрителями, ни столицами. «В провинции театр имеет невероятные возможности – намного выше, чем в Москве или Санкт-Петербурге. Именно в провинции проходит своеобразный профессиональный естественный отбор. Если ты сможешь хорошо реализоваться в провинции, достичь успехов и проявить себя – Москва однозначно о тебе узнает. Стереотип, что будучи известным провинции, ты остаешься неизвестным в Москве – это всего лишь стереотип. Не верьте ему«, – поделился Айрат Тухватуллин, первый заместитель художественного руководителя – директора МХТ им. А.П. Чехова.


Айрат Тухватуллин

Участники «Тавриды» не отстают от экспертов и влияют на локальную культуру своими проектами. Например, Константин Никитин из Удмуртской Республики признается, что в регионе не хватает взаимодействия с другими театрами, коллабораций и совместных проектов. Оказавшись здесь, он познакомился с творцами из других областей и получил новый опыт. В 2021 году на «Тавриде» Константин выиграл грант в размере 590 тысяч рублей на открытие студии актерского мастерства «Выжыкыл». К занятиям привлекает подростков, вместе с действующими актерами Национального театра Удмуртии они создали сказочную постановку на удмуртском языке. Сейчас Константин хочет развивать в своём театре новые формы – занимается созданием мюзикла и надеется получить новый грант. «Когда директор театра увидел постановку, разрешил нам не платить аренду за сцену. Теперь мы будем отправлять запросы в школы, чтобы дети могли приезжать и смотреть спектакли на родном языке. Очень хочу, чтобы так же успешно получилось и с мюзиклом», – рассказал Константин Никитин.

Актёр Нижневартовского театра юного зрителяГеоргий Калинин своим проектом «Театр у школьной скамьи» планирует прививать детям и подросткам любовь к книгам и театру – ребята примут участие в читках спектаклей и почувствуют себя актёрами. Режиссер поможет под другим углом посмотреть на русскую классику. Лучший эскиз будет ставиться профессиональным режиссером на сцене Театра юного зрителя.


Участники заезда.

Об открытости театра для зрителей задумались в Пермском академическом Театре-Театре. Там поклонники театрального искусства могут посетить экскурсии и заглянуть за театральные кулисы: познакомиться с актёрами и сотрудниками театра, побывать в костюмерной, гримерках и разных цехах, а также увидеть устройство сцены изнутри. Всего за прошлый театральный сезон в театре провели 200 экскурсий. Специалист по работе со зрителями и участница арт-школы театрального менеджмента Яна Шанина подтверждает, что благодаря экскурсионному направлению число зрителей увеличилось на 3 процента.

После окончания образовательного заезда «Главная сцена» молодые творцы из 63 регионов России вернутся в свои театры. Участники арт-школы театрального менеджмента получили удостоверение государственного образца от Театрального института имени Бориса Щукина по программе «Методы эффективного управления в сфере культуры». Подобные программы станут доступны для молодых деятелей культуры и искусства в Университете креативных индустрий, который начнет свою работу в 2023 году и станет ядром арт-кластера «Таврида». Заряженные на новые свершения и вдохновленные на работу, молодые профи применят полученные знания на практике и сделают все возможное, чтобы превратить свою провинцию в еще одну культурную столицу.


Мюзикл «Голоса большой страны» — проект Арт-школы музыкального театра «Тавриды».

Источник: https://rewizor.ru/special-projects/tavrida/reviews/provintsialnyy-teatr-kak-razvivat-kulturu-esli-ty-ne-iz-stolitsy/