2 ноября 2020
«Театр — та сфера, которая страдает больше всего»: актриса волгоградского НЭТа Тамара Конопатова о месяцах простоя без выступлений.

Актриса Нового Экспериментального театра Тамара Конопатова побеседовала с корреспондентом «Блокнота Волгограда», рассказав о том, как она пережила длительный 7-месячный пандемийный застой в работе, а также о своем любимом месте Волгограда и том, как происходит подготовка к ролям.

  • Тамара, в какой семье вы родились?
  • Я родилась в городе Волжском в абсолютно обычной нетворческой семье. Папа – инженер, мама раньше работала в сфере торговли. Но как-то так сложилось, что с детства я занималась в театральных студиях, выступала в школе, ребенком много лет ходила в кружок в детском кукольном театре, потом занималась в студии для взрослых. И в итоге, закончив школу, выбор пал на театральных вуз — поступила в Волгоградский государственный институт искусств и культуры
  • Родители разглядели ваше увлечение театром и поддерживали его?
  • Да, родители всегда поддерживали в абсолютно любых начинаниях. Я никогда ничего не требовала, но они видели, что мне нравится, что мне интересно. Говорили, что правильно, раз ребенок чем-то занимается – это важно для любого родителя.
  • Помните, как в детстве отвечали на вопрос: «Кем станешь, когда вырастишь»?
  • Не было такого, что я говорила: «Хочу быть актрисой». Такого точно не было — я всегда была скромна для таких заявлений. Но по мне было видно, что именно это меня интересует.
  • Насколько сложно выпускнику театрально вуза найти работу по специальности? Как это происходит?
  • В Волгограде все довольно определенно. Как правило, каждый театр имеет при себе курс студентов. Так же случилось и с моим курсом. Я поступила во ВГИИК при курсе мастерской Отара Джангишерашвили. Отар Иванович лично набирал себе студентов, всех осматривал. Мы учились в НЭТе, он был у нас мастером курса, преподавал актерское мастерство, а другие предметы у нас были в институте. Понятно, что к окончанию учебы, многие уже работали. На первом курсе мы выходили в танцевальной массовке. Моя первая самостоятельная роль случилась на третьем курсе в спектакле «Шикарная свадьба». Потом уже пошли «Примадонны», «Любовь с последнего взгляда».
  • В новой постановке НЭТа по пьесе Островского «Гроза» вы исполняете роль Катерины. Помните свои ощущения, когда впервые прочитали произведение?
  • Это было в школе, в 8 или 9 классе. Конечно, ребенок не воспринимает ту глубину чувств и проблем, поднятых в пьесе. Сейчас смотришь на это по-другому и иначе воспринимаешь происходящее с героями. В школе все это кажется очень плоским – несчастная любовь, из-за которой героиня бросается с обрыва. Это такое стереотипное восприятие, нам об этом и педагоги в школе рассказывают вместе с проблемой «отцов и детей». Так и воспринималось. Спектакль, мне кажется, получился немного о другом. У режиссера было свое видение, он ставил о том, что ему почувствовалось и представилось. Каждый художник видит по-своему.
  • Театры Волгоградской области прекратили работу с марта – уже около семи месяцев назад. Чем такой период был тяжел для вас и Нового экспериментального театра?
  • Нам, творческим людям, тяжело не чувствовать отдачу от своей деятельности. Нам в НЭТе пришлось очень сложно, потому что начали работать над спектаклем «Гроза». И вдруг случается так, что театр закрывают. Мы не играли никакие спектакли, но у нас каждый день шли репетиции: мы были на сцене, в творческом процессе. Мы работали до того, как объявили двухнедельный карантин. Тогда прекратили и репетиции. Все думали и ждали, что после этого мы вернемся в театр, но две недели превратились в месяц, а месяц – в два. Какое-то время работали из дома: записывали на видео творческие проекты, общались по скайпу. Театр есть театр, никакой интернет его никогда не заменит. В итоге нас раньше положенного отправили в отпуск. С отдыха мы вернулись тоже раньше и возобновили репетиции в надежде, что сентябре снова откроется сезон. К сожалению, обстановка не наладилась, и мы сделали просто публичную сдачу спектакля.
  • Как думаете, к чему театральную сферу может привести такое длительное закрытие?
  • Наверное, это театр — та сфера, которая страдает больше всего. Такие долгие перерывы плохи не только для актеров, которым хочется публику, спектакли и полные залы – это больше человеческие мечты. Но ведь каждый понимает: чем дольше мы не работаем в спектакле, тем это хуже. Артисты забывают, все «рассыпается». Хотя мы и стараемся репетировать, пока есть такая возможность. Также это плохо для театра это нагрузка в экономическом плане.
  • Накануне вышло постановление губернатора, согласно которому театры могут возобновить работу со 2 ноября. Как вы отреагировали на новость об открытии после долгого простоя?
  • Конечно, мы очень обрадовались! Мы готовы к работе на все 100%. Очень скучали по своему зрителю. Когда именно состоится открытие сезона в Новом Экспериментальном театре станет известно в ближайшее время!
  • Тамара, есть мнение, что для театрального актера попадание в киноиндустрию – это некий карьерный рост. Как вы к этой позиции относитесь?
  • Наверное, это не совсем правильное утверждение, это не карьерный рост. Когда столичные театральные актер попадает в кино, то для их медийности это большой плюс: они станут более узнаваемыми и посещаемость театра возрастет. Многие ходят на спектакли тех артистов, которых любят на экране. Я никогда не работала в кино и не очень большое представление имею о сути работы. Но думаю, что это абсолютно разная специфика. Для театра и кино требуются различные навыки и умения. Невозможно просто взять и стать киноактером, это довольно сложная работа, которой необходимо дополнительно учиться. Мне эта сфера не близка.
  • Расскажите, как происходит работа над ролью в театре?
  • Артисту всегда интереснее работать над какими-то более сложными ролями, которые требуют перевоплощений. Например, исторические персонажи. Ты не просто сам сочиняешь биографию, уже есть некие сведения, которые ты ищешь. Узнаешь, как человек ходил, одевался, с каким тембром говорил. Работаешь над такими моментами и ломаешь свою природу, стараясь быть определенным другим.
  • Тяжело потом отделять от себя настоящей эту придуманную личность?
  • Нет, это нетяжело. Тяжело сделать так, чтобы не появились так называемые актерские штампы, когда из спектакля в спектакль, из роли в роль ты несешь что-то одно. Не пользоваться наработанным, например, в комедийном образе. Ты что-то делаешь и знаешь, что это гарантированно вызовет у зрителя определенную реакцию. Тебе кажется это правильным, и ты пользуешься. Нужно делать так, чтобы этого не появлялось, чтобы каждая роль была индивидуальной.
  • Тамара, чем вы любите заниматься в свободное время?
  • Люблю путешествовать, но с этим сейчас довольно сложно. В свободное от работы время я мама, гуляю с 5-летней дочкой.
  • Какое любимое место есть в Волгограде?
  • Конечно, берег реки Волга. Вода – это какая-то абсолютная сила. И осенью, и зимой всегда ходим к ней, если хотим насытиться природой, отдохнуть от суеты и горы. Мы живем недалеко от берега и такие прогулки называем «походом».

Фото предоставлены Тамарой Конопатовой и ГБУК «НЭТ»

Автор: Анна Нефедова

Источник: Блокнот

Пушкинская карта