Волгоградский государственный Новый экспериментальный театр — особое явление в жизни современного российского театра. Его заслуженно называют «визитной карточкой» Волгограда. Посещение театра как одной из главных культурных достопримечательностей города давно уже стало хорошей традицией для всех гостей нашего города: наряду с замечательной труппой, обширным и разнообразным репертуаром, НЭТ восхищает своей величественной архитектурой, роскошными интерьерами, комфортабельностью и элегантным убранством зрительного зала.
История театра – это история Царицына – Сталинграда – Волгограда, это вехи развития города, суть всех его преобразований за минувшее столетие.
20 декабря 1915 года в Царицыне был открыт Дом науки и искусства, построенный на средства царицынского купца Репникова. Зрительный зал вмещал 1100 человек, не считая малый зал. К парадному входу вела гранитная лестница, а внизу стояли белые скульптуры львов. Дом имел библиотеку-читальню, музыкальные классы, музей краеведения. Там же располагался любительский театральный кружок. К тому времени, как Дом науки и искусства был открыт, уже год как шла Первая мировая война. И вскоре здание было отдано под лазарет. В первые годы революции в здании помещался царицынский Совет рабочих, крестьянских, солдатских и казачьих депутатов, а во время гражданской войны в нём располагался военный госпиталь. Только теперь здесь размещали раненых красноармейцев.
В октябре 1922 года в Доме науки и искусства открылся зимний театральный сезон. С 1933 года театр стал называться краевым драматическим театром имени Горького, в память о приезде пролетарского писателя в город.
Во время Великой Отечественной войны театр был эвакуирован в Сызрань. Приказ о реэвакуации был выпущен 26 мая 1943 года, и уже в августе артисты вернулись в родной город. Во время Сталинградской битвы площадь Павших борцов стала местом ожесточённых боёв, и здание театра сильно пострадало, поэтому драмтеатр до ноября 1945 года работал в Бекетовке, затем семь лет в нынешнем здании музыкального театра (раньше его называли Дворцом физкультурников).
2 августа 1952 года реконструкция здания была завершена, театр отметил свое новоселье премьерой спектакля по пьесе Н. Погодина с очень символическим названием «Сотворение мира». Волгоградский драматический театр приобрел всесоюзную славу со спектаклями «Грозное оружие» (о последнем периоде жизни В. В. Маяковского), «Большой шаг» (о строительстве Волго-Донского канала), «Бег» (первая в мире постановка по роману М. Булгакова). Потом были столичные гастроли, присвоение Сталинской премии спектаклю «Совесть». На сцене театра шли пьесы А. П. Чехова, А. М. Горького, И. С. Тургенева, У. Шекспира, П. Кальдерона. В разное время в театре играли известные советские актеры Иван Лапиков, Татьяна Доронина, Анатолий Равикович, Владимир Седов, Иннокентий Смоктуновский, Екатерина Мязина и другие. А потом грянула перестройка, и в 1988 году Волгоградский драматический театр имени Горького был закрыт, а труппа театра расформирована. И это были трудные времена! Ведь советская история не помнит аналогичного скандала: роспуска театра, да еще в Волгограде — городе с мировой известностью!
В этой беспрецедентной ситуации администрация Волгоградской области принимает решение: театру быть! Их внимание привлекает известный и авторитетный в театральных кругах страны художественный руководитель и главный режиссер Горьковского академического драматического театра им. М. Горького заслуженный деятель искусств РФ Отар Джангишерашвили. Он принимает предложение создать новый театр в Волгограде.
Премьера — шекспировская трагедия «Ромео и Джульетта» — была поставлена через несколько месяцев после создания театра. И сразу стала событием, о котором заговорили все! С первых шагов молодого коллектива проявилась его остро новаторская эстетическая программа, буквально взорвавшая затхлый консерватизм театральной практики своего времени. Отар Джангишерашвили, впервые в стране ставший художественным руководителем, главным режиссером и директором театра, провозгласил концепцию творческого эксперимента. Его основой стали стихия вольнодумства и тяготение к художественному синтезу, «помноженные» на верность традициям разных театральных школ: Станиславского и Таирова, Марджанишвили и Брехта.
Эстетика Нового Экспериментального сочетала концептуальность мысли и демократизм художественного языка режиссуры, стремление театра быть интересным знатокам и доступным рядовому зрителю. С первого же спектакля НЭТа, ставшего «символом» его репертуара – легендарного «Ромео и Джульетту» (на который теперь ходят не только дети, но уже внуки первых зрителей театра), публику поражали смелые постановочные решения, эффектная пластика, энергетика музыки.
Одной из принципиальных установок эстетической программы НЭТа было намерение вернуть волгоградских зрителей в мир театра, возродив тем самым некогда замечательные театральные традиции Волгограда, заложенные талантливыми режиссерами, работавшими в нашем городе — А. Покровским, Ф. Шишигиным. И Волгоградскому НЭТу это удалось!
Народный артист России Отар Джангишерашвили руководил Новым экспериментальным театром с 1988 по 2018 гг., до последнего оставаясь художественным руководителем и Учителем.
С ноября 2019 года директором Нового экспериментального театра стала Ангелина Манжина. С ноября 2019 по октябрь 2022 года главным режиссером театра был заслуженный артист РФ Владимир Бондаренко, с сентября 2023 года главным режиссером НЭТа является заслуженный артист РФ Андрей Курицын.
Общий репертуар театра включает 90 спектаклей, из них 51 – идет сегодня на сцене. В нем широко представлена классика зарубежной и отечественной театральной драматургии.
В составе актерской труппы НЭТа – одна народная артистка РФ, шесть заслуженных артистов РФ, один заслуженный работник культуры РФ. В творческом коллективе НЭТа – одиннадцать лауреатов Государственной премии Волгоградской области.