Для многих суеверных людей пятница, 13-е – повод отложить важные дела на потом, а для служителей Мельпомены – отличная возможность поставить на сцене мистическое произведение. Это и сделал коллектив Нового экспериментального театра, представив публике долгожданную премьеру «Вий».
Во всей мировой литературе существует ряд произведений, которые откровенно опасаются ставить режиссёры. Помимо Шекспировского «Гамлета», в топе «нехороших постановок» находятся русская классика: «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова и «Вий» Николая Гоголя.
Ведьма беснуется, а несчастный Хома Брут пытается найти спасение, читая Слово Божие. И сколько раз режиссёры твердили коллегам: заигрывать с нечистой силой в театре опасно. Тем не менее, ставят, на радость публике и зачастую в ущерб самим себе. Вот и подготовка этого спектакля не обошлась без эксцессов.
— Были, конечно, мистические случаи. Были и травмы, и падения разные, и заболевания. Даже сгорал трансформатор, который крутит круг – какие-то вылетали пробки. В общем, в техническом плане, – рассказал актёр НЭТа Максим Чекашкин.
Апофеозом мистических проявлений на репетициях стал перелом носа у актрисы Ирины Тимченко, играющей Панночку – столкнулась с партнером. Хотя этот случай скептики могут списать на случайность. Исполнительнице на протяжении часа приходится взаимодействовать с партнёрами практически вслепую. Виной тому специальные линзы, почти полностью закрывающие обзор. В них артистка ходит по сцене, танцует, спускается и запрыгивает обратно в гроб, раскачивается на качелях.
— Дискомфорта никакого не было. Только приходилось долго репетировать, потому что тяжело нащупать предметы. Ты видишь только силуэты очень редко, в этом плане приходилось немножко потрудиться, – объяснила актриса НЭТа Ирина Тимченко.
Большая работа была проделана явно не зря. В определенные моменты спектакля появляется ощущение полного присутствия. Это происходит и в казачьем хуторе, и в маленькой полузаброшенной церкви, и конечно тогда, когда траурная процессия следует буквально по рядам. Историю, произошедшую в украинском хуторе, создатели спектакля не побоялись показать публике в момент, когда идёт спецоперация. Коллектив считает, классика вечна, и невозможно ее представить без произведений Николая Гоголя, долго жившего в Санкт-Петербурге и писавшего на русском языке.
— Мы начали работать над этой постановкой всего полтора месяца назад. Вы видели, как реагировала публика, я сама очень довольна, – рассказала директор Нового экспериментального театра Ангелина Шершень.
В отличие от фильма, спектакль не опирается только на мистическую повесть «Вий». Опытная публика легко отыщет фрагменты «Вечеров на хуторе близ Диканьки» и «Миргорода». Зрители могут на два часа с головой погрузиться в крестьянский мир Гоголя. Практически единственную вольность режиссёр Андрей Курицын позволил себе в концовке, где вызванный ведьмой Вий не натравливает на Хому нечисть, а позволяет решить судьбу юноши самой Панночке.
— Я не хотел, как у Гоголя, чтобы погибал Хома. Хотел ему оставить небольшой шанс, что ли. Чтобы он продолжал дальше, осознал, что он был маловерным. А учиться для того, чтобы учить других людей, чтобы они любили и познавали Бога, – объяснил режиссёр спектакля «Вий», заслуженный артист России Андрей Курицын.
«Вий» в прочтении Нового экспериментального театра дает возможность понять, что высшие силы всегда дают человеку второй шанс. Главное, вовремя встать на правильный путь.